Мой сайт 
Вторник, 15.07.2025, 06:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Введение петром 1. Табель Петра I о корабельных пропорциях
08:50

Введение петром 1. Табель Петра I о корабельных пропорциях





Петр Великий. Худ. Годфри Неллер. 1698 Еще в начале строительства Азовского флота “кумпанствами*” Петр I убедился в необходимости преодоления разнобоя в пропорциях боевых кораблей. Именно тогда появилась мысль о введении в русском военном флоте общих для всех кораблестроителей стандартизированных типов судов “доброй препорции”. Таблицу стандартов для основных размерений различных типов судов он разработал совместно с корабельным мастером Ф. М. Скляевым; особым указом строжайше запрещалось отступать от этого табеля. В своем “Рассуждении препорции кораблям”, созданном в 1705 г., Петр снова предписывал мастерам строго обязательные размерения 82- и 60-пушечных кораблей [2].
Потребность в разработке и законодательном утверждении табеля “добрых препорции” не уменьшалась, а возрастала. Создание табеля корабельных пропорций означало крупный шаг вперед на пути более широкого внедрения научных методов организации судостроения; это позволяло надежно обеспечить высокие мореходные качества кораблей, упростить заготовку и первичную обработку различных деталей, ввести их стандартизацию, что сократило бы расходы на строительство, ремонт и содержание флота. Для того, чтобы табель мог действительно стать документом долговременного действия, не сковывавшим поступательное движение творческой мысли, он должен был не только воплотить в себе большой опыт строительства, навигационной практики и боевого использования кораблей, но и учесть наметившиеся тенденции развития судостроения. Кратковременность действия первых положений по стандартизации основных размерений кораблей объясняется, очевидно, нелегким периодом становления России как судостроительной и морской державы [1].
В начале XVIII в. уже существовали предпосылки для создания такого документа. Сформировавшаяся русская школа морского кораблестроения отвечала техническому уровню того времени. Ярким примером может служить, в частности, факт разработки в 20-х годах “Табеля о корабельных препорциях”, явившегося важным итогом в развитии отечественной кораблестроительной школы. Подлинник этого исторического документа, ранее не публиковавшегося, удалось обнаружить в фондах ЦГАВМФ СССР; современники называли его обычно “Препорции о кораблях всякого ранга”, “Препорция каждого рангу о кораблях”, а после смерти Петра за ним прочно закрепилось название “Табель о корабельных препорциях” [3].
Непосредственная разработка табеля началась не позднее марта 1723 г.; именно тогда корабельные мастера Ф. Скляев, О. Най, Р. Козенц, Р. Броун, Г. Рамз и “главнейший корабельный мастер Петр Алексеевич Михайлов” (сам царь) представили в обер-сарваерскую (судостроительную) контору свои варианты размерений кораблей. Петр I предложил тогда размерения для 96-, 80-, 70-, 64-, 54-, 42-, 32-, 26- и 16-пушечных судов. Все эти страницы, кроме листа О. Ная, представленного 23 марта 1723 г., не датированы; однако в “Описи делам и письмам... по конторе обер-сарваерской” они охарактеризованы как "1723 году. В марте в разных числах снесенные ведомости от всех корабельных мастеров за их [подписями] о препорции всех рангов кораблей...". После рассмотрения этих ведомостей Петр взялся за составление свободного “согласия” об основных размерениях 96-, 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов; первое такое “согласие” для 96-пушечных кораблей Петр сначала и до конца делал сам. Пометка канцеляриста “Писано собственною императорского величества рукою марта 28 дня 1723 году” позволяет установить дату событий; в этом документе (таблица) отсутствовали два первых и два последних пункта - они появились несколько позднее в табеле от 20 мая того же года. На всех таблицах размерений для 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов есть одинаковая помета: “Сие согласие сочинено и подписано собственною его величества рукою мая 17 дня”. Через три дня был составлен сводный табель, причем вместо ранга 96-пушечных кораблей Петр ввел ранг 100-пушечных; под этим документом подписались Г. А. Меншиков, Г. Рамз, Р. Броун, Р. Козенц, О. Най, Петр Михайлов и обер-сарваер И. М. Головин, а вот подпись Ф. М. Скляева, также участвовавшего в этой разработке, почему-то отсутствует [3, 4].


Внутренний смысл выбора для дальнейшего строительства именно 100-, 80-, 66 и 54-пушечных рангов линейных кораблей становится понятен и очевиден, если учесть, что на нижней палубе (деке) следовало иметь с одного борта у 100-пушечных кораблей 14 пушек, у 80-пушечных - 13, у 66-пушечных - 12, и у 54-пушечных - 11, то есть различие между этими рангами определялось разницей в одну пушку (соответственно и местом для нее), помещаемую с одного борта корабля на нижней палубе [3].
19 декабря 1723 г. в обер-сарваерской конторе Петр провел “консилиум” с мастерами о пропорции кораблей всех рангов. Через два дня обер-сарваер И. М. Головин подписал табель, и в тот же день его передали в Адмиралтейств-коллегию, а оттуда уже в копиях разослали 23 января 1724 г. в Кронштадт, Ревель и другие места [3, 4].

Петр и впоследствии работал над этим. В архиве хранятся его пометки, датированные январем 1724 г., с перечислением ближайших дел; в одной из них говорится “О книге корабельных препорции и прочих” [5]. 17 января он “по утру ... в своей конторке писал препорции корабельные” [6], а на следующий день образцы “для прописи препорции” были посланы корабельным мастерам Наю, Козенцу, Броуну и Рамзу по таким размерениям, как высота палуб, борта на мидель-шпангоуте и бака. Известно, что 7 февраля того же года он работал над новым табелем о корабельных пропорциях, в котором оставил лишь первые три пункта положений от 20 мая 1723 г. 8 февраля 1724 г. Петр I указал в обер-сарваерской конторе изъять все разосланные экземпляры табеля. Запись в протоколе Адмиралтейств-коллегий говорит о том, что царь решением от 7 февраля оставил в силе первые три пункта табеля 20 мая 1723 г. [3, 4].
Петр продолжал работать и над размерами окон (пушечных портов) судов новых рангов, что имело принципиальное значение для соблюдения прочности деревянных конструкций. Еще на “консилиуме” 19 декабря 1723 г. одновременно с табелем были утверждены ширина окон, высота их нижнего края от воды. 4 февраля Петр составил таблицу “Вышина окнам в свету по калибрам” для 30-, 24-, 18 и 12-фунтовых орудий, а 7 февраля дополнил ее размерами окон для 6-фунтовых пушек [3, 4]. Очевидно, он хотел включить в новый штат флота и роспись калибров пушек по декам, появившуюся еще в 1722 г. в “Регламенте о управлении адмиралтейства и верфи” и вошедшую затем в штат 1732 г. [7], но трагическая кончина помешала ему сделать это. Указом от 28 июня 1725 г. Екатерина I подтвердила действие табеля 1724 г. (переработанный и выполненный Петром I “Табель” от 20 мая 1723 г.), который как говорилось в указе, “и поныне содержится в обер-сарваерской конторе...” [3]; в 1732 г. его включили в новый корабельный штат, за исключением размерений 100-пушечных кораблей, ранг которых упразднили [7].

Основные размерения, м

100

80

66

54

32

Длина по нижней палубе

54,43

51,51

47,40

43,59

35,97

Ширина без досок (обшивки)

15,09

14,12

12,65

11,58

9,60

Глубина интрюма

6,63

6,27

5,49

5,06

4,27

Ширина флака от ширины корабля в долях

2/5 или 3/8

2/5 или 3/8

3/8 или 1/3

1/3

1/3

Уклон општотов от ширины корабля

1/8

1/8

1,3

1/5

0,91

Расстояние первого окна заднего края от ахтерштевня

2,74

2,74

2,59 или 2,90

2,59

2,44

Расстояние между шпангоутами

3,45

3,45

3,45

3,45

3,45

Длина гек-балки не меньше от
ширины корабля

2/3

2/3

2/3 или 3/5

2/3 или 3/5

2/3 или 3/5

Прогиб гек-балки вдоль корабля на каждом футе его длины

1/2

1/2

1/2

1/2

1/2

Расстояние бака от форштевня от внутреннего края юдора

1,22

1,22

1,17

1,09

0,91

80-пушечные корабли типа 64-пушечные корабли типа Таким образом, российские корабельные мастера во главе с Петром одними из первых в мире учли наметившуюся тенденцию к постепенному увеличению главных размерений кораблей при сохранении того же артиллерийского вооружения. Так, например, Адмиралтейство Великобритании только через два десятилетия (1741 и 1745 гг.) утвердило постановления о строительстве кораблей, по размерениям близких к указанным в петровских табелях 1723 и 1724 гг.; но и после этих английских нововведений русские корабли самых крупных рангов продолжали отличаться большими размерениями; если по действовавшим тогда английским установлениям длина 100-пушечных кораблей по нижней палубе составляла 53 м, наибольшая ширина 15,2 м, глубина интрюма 6,1 м, то в петровских табелях указаны соответственно 54,5, 15,1 (без досок) и 6,64 м; только в 1741 и 1745 гг. англичане решили увеличить основные размерения 100-пушечных кораблей [9]. Сравнивая английские и отечественные размерения кораблей других рангов, придем к тем же выводам. Следует также отметить, что определенные в 1724 г. границы главных размерений русских кораблей не ограничивали возможности для дальнейшего совершенствования надстроек, усиления продольной прочности корпуса и т. д.
Табель о корабельных пропорциях 1724 г. сыграл большую роль в истории русского кораблестроения. В полном соответствии с указанными в нем размерениями с 1741 г. (“Св. Павел”) по 1766 г. (“Чесма”) было заложено десять 80-пушечных кораблей; с 1731 (“Слава России”) по 1771 г. (“Ингерманландия”) из 58 построенных 66-пушечных кораблей 50 строго соответствовали петровскому узаконению, а остальные лишь незначительно отличались от него. Из заложенных с 1724 (“Петр II”) по 1764 г. (“Азия”) двадцати 54-пушечных кораблей шестнадцать строились точно по табелю 1724 г. Все эти корабли в 30 - 60 годы XVIII в. составляли ядро русского флота. Первый 32-пушечный фрегат (“Россия”) заложили в 1724 г, а последний, пятнадцатый (“Африка”), - в 1764 г.; за эти 40 лет лишь у четырех из них размерения не совпадали с предусмотренными табелем [8].

  1. Судостроение, 1979, № 11, с. 60; 1984, N° 10, с. 54.
  2. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 3. СПб., 1883, с. 475, 478, 488.
  3. ЦГАВМФ, ф. 223, оп. 1, д. 23, л. 204 (подлинник табеля без даты), 205, 206, 210, 248, 252 - 255, 257, 258, 267, 357 - 358, 369 - 373, 375, 378 - 383, 385 - 386, 391 - 391 об., 398 - 398 об., д. 30, л. 82, 84 - 85, д. 32, л. 43 - 43 об., 48 - 51, д. 74, л. 111, 118 об., 129 - 129 об.; ф. 315, оп. 1, д. 25, л. 1 об.
  4. ЦГАДА, ф. 9, оп. 1, д. 16, л. 90 об. - 91, д. 17, л. 35; ф. 248, оп. 10, д. 544, л. 69 об.
  5. Архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, ф. 270, оп. 1, д. 106, л. 275 - 275 об., 52.
  6. Походный журнал 1724 г. СПб., 1855, с. 34.
  7. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 44, ч. 1. Книга штатов, отд. 2, с. 3; т. 6, с. 527, 560; т. 8, с. 767 - 768.
  8. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872, с. 18 - 37, 78 - 83.
  9. Clowes W. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. London, 1898, vol.3, p. 8 - 10, 12.


Источник: sir35.narod.ru
Просмотров: 1824 | Добавил: hgrated | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июнь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30




Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz