Мой сайт 
Пятница, 31.01.2025, 20:35

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Май » 23 » Сообщение о старце паисии величковском. Russian Inok
19:54

Сообщение о старце паисии величковском. Russian Inok







№27 (190) Ноябрь, 2004

К 210-ЛЕТИЮ СЛАВЯНСКОГО "ДОБРОТОЛЮБИЯ"

Послушница Мария



В 2004 году исполнилось 210 лет типографскому изданию "Добротолюбия" на славянском языке в переводе преп. Паисия Величковского. Пятитомное собрание писаний Святых Отцов увидело свет трудами учеников старца Паисия и при активном содействии митрополита Гавриила Петербургского. По прошествии недолгого времени святой старец Паисий отошел ко Господу. В промысле Божием нет случайного... Так и соединение этих двух событий в церковной памяти напоминает нам о прижизненном подвиге преп. Паисия, целиком посвятившего себя восстановлению подлинно-православного, святоотеческого понимания цели христианской жизни и средств к ее достижению. Этот тихий духовно-созидательный труд святого старца оказал могущественное влияние на будущее православной России, казалось уже омертвевшей от потрясений петровской реформации. Она возродилась, напитавшись живой водой святоотеческого учения, зримым воплощением коего был сам блаженный старец Паисий с тысячами учеников и последователей. Немалую роль в этом духовном обновлении играло "Добротолюбие", содержащее в себе бесценное сокровище - учение свв. отцов об "умном делании" и его приемах - т.е. наставления об очищении души от страстей, средствах и способах к этому и в особенности - о молитве Иисусовой. Название славянского издания звучит так: "Добротолюбие, или словеса главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отцев, в немже нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает". Можно сказать, что публикация "Добротолюбия", ненадолго предварившая кончину старца, явилась как бы его духовным завещанием последующим поколениям православных христиан и в особенности - нам, христианам последних времен. Эту мысль часто выражал прямой последователь духовной школы преп. Паисия - свят. Игнатий (Брянчанинов), ею буквально насыщены его письма. "Учение святых отцов Восточной Церкви верно: оно - учение Святого Духа. Умоляю вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности".

Попытаемся проследить историческую канву, по которой дошло к нам богодухновенное "Добротолюбие". История его перевода и публикации неотделима от паисевского духовного движения, коснувшегося через монастыри всех слоев русского общества. В этом движении сказалась реакция русской верующей души на потрясения XVIII века, и потому трудно оценить величие духовного подвига его вдохновителя вне контекста того времени.

Жизнь преп. Паисия прошла в период великого перелома российской жизни, начатого Петром I, Екатериной II-ой усугубленного. Сильной державой вышла из него Россия, но внешнее возвышение ее было куплено ценой глубокого внутреннего разлада. Трагическое непонимание увело Петра I с путей Свято-Русской монархии и народной Православной Веры, в результате чего оказалось утеряно религиозное единодушие между царем и народом. "Допетровская Россия ...понимала, что несет внутри себя драгоценность, которой нет нигде больше - Православие; что она - хранительница Христовой Истины, ...настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. ...В Москве дошли до понятия, что всякое более близкое общение с Европой даже может вредно повлиять на русский ум и на русскую идею, извратить самое Православие и совлечь Россию на путь гибели, по примеру всех других народов" (Ф. М. Достоевский). Влекомый европейским горизонтом, Петр I задумал для России "лучшее будущее". Идеал святости, аскетизма, вынесенный народом с тех времен, когда монастыри были его сердцем, оказался чужд и непонятен царю, который по своему душевному складу был далек от всяких запросов идеалистической созерцательности.

С этого времени кончилась целостность народа. Часть общества - новорожденная интеллигенция - уклонилась в сторону европейского образования, утеряла драгоценную народную веру. Возник новый маленький народик, со своим языком, своей культурой и даже с желанием своей собственной веры. Постепенно европейское образование до такой степени вытеснило старое русское просвещение, что последующим поколениям образованного русского общества казалось, к примеру, совершенно естественным говорить и читать не на родном языке. Странным нам сейчас представляется такой совет по поводу духовного чтения: "Одобряю книгу "Les Saint peres des deserts de l'Orient" (Святые Отцы пустынь Востока ), но и эту книгу должно читать с умеренностью. Советую приучаться к чтению на русском и славянском языках для чтения книг Святых Отцов. Если для нужд преходящего мира Вы приучались к разным иностранным языкам, то отчего не потрудиться и не приучиться к родному языку для Христа и для блага души своей? - Начните читать на русском и славянском хотя Евангелие" (из письма свят. Игнатия Брянчанинова к некоей девице, желавшей заняться подробным и деятельным изучением Православия).

Да что там девица, когда Л. Н. Толстой, десятилетиями изучавший Конфуция, Сократа, Марка Аврелия, Вивекананду, при этом совсем не был знаком со святоотеческой литературой - основанием русской святости, из которой черпал силу духа народ, Толстым же признанный Богоносцем! И вот ярчайшее свидетельство тому: только за три месяца до смерти Толстой случайно узнал о существовании "Добротолюбия". Приведем разговор Л. Н. Толстого с М. В. Лодыженским из его книги "Свет незримый": "Я слышал, что вы что-то пишете о подвижничестве. Да что такого особенного в подвижничестве, которое вы изучаете? - спросил Толстой. - Очень много особенного. Да позвольте, я вам приведу для примера одно философское изречение подвижника VI века. Дело касается соотношения в душе человека любви к Богу и любви к людям. Вас это интересует? - Говорите, тема интересная. - Соотношение это подвижник выразил так: представьте себе круг, и в центре его Бог. От окружности круга стремятся люди к Богу. Пути их жизни - это радиусы от окружности к центру. Поскольку они, идя по этим путям, приближаются к Богу, постольку они делаются ближе друг к другу в любви своей, и поскольку они любят друг друга, постольку они делаются ближе к Богу. Не правда ли, это хорошо? - Да... это хорошо, - сказал Лев Николаевич... Он помолчал немного. - Это даже удивительно, - добавил он, - как зовут этого подвижника, который дал эту схему? - Авва Дорофей - подвижник VI века... - Это очень, очень интересно. Где вы это вычитали? - В "Добротолюбии", - отвечал я. - А что такое добротолюбие? - спросил Лев Николаевич. - Это очень большой сборник, изданный епископом Феофаном (речь шла о русском переводе "Добротолюбия"). И нем помещены извлечения из трудов 38 подвижников Православной Церкви. Там есть и Авва Дорофей. Там я и нашел это. - Почему мы ничего не знаем о "Добротолюбии"? - обратился Толстой к Бирюкову (в то время секретарь и библиотекарь Толстого), присутствовавшему при нашем разговоре. - Как не знаем! - отвечал Бирюков, - я вам сколько раз говорил... Вы забыли... - это очень и очень интересно, - продолжал говорить оживившийся Толстой. - Надо непременно достать этот сборник..." Насильно внедренная в петровское время западная культура сказалась спустя поколения болезненным надломом русской интеллигенции. Кончина патриарха Адриана в 1700 году, ознаменовав первые шаги ХVIII-го века, явилась знаком крутых перемен в церковном, а главное, в монастырском быту. После отмены патриаршества, учреждения Синода и подписания "Духовного регламента" в январе 1721 г., вышел ряд знаменательных синодальных указов под эгидой борьбы с суевериями и расколом предписывающих: строить церкви не с куполами, а с острыми шпилями, по европейскому образцу; звонить по-новому; писать иконы не на досках, а на холсте; мощей не являть и чудес не выдумывать; часовни разрушать; свечей перед иконами, находящимися вне храма не жечь; нищих и странников ловить, бить батожьем и отправлять на каторгу. Кто подаст милостыню - штраф 5 рублей. Священникам предписывалось сообщать в Преображенский приказ о всех, кто признается на исповеди в недоброжелательном отношении к Государевым замыслам. В указе от 11 июля 1722 г. Святейший Синод обличал глубоко укоренившееся в русском благочестии мнение, что страдания приятны Богу. Синод счел нужным пояснить в особом "увещании", что, по слову Христа, страдания приятны Богу только тогда, когда совершаются правды ради, но "таковаго правды ради гонения в Российском государстве опасаться не подобает"...

Особенно тяжело пришлось монастырям, которые царь рассматривал только с точки зрения их утилитарной пользы. Вот как говорил о монастырях "Духовный регламент": "Нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов, понеже большая часть тунеядцы суть. У нас почти все из поселян. Что оные оставили - ясно есть, - не точию не отреклись, но приреклись доброму и довольному житию, ибо дома был троеданник, т.е. дому своему, государству и помещику, а в монахах все готовое. Прилежат ли разумению Божественного Писания и учения? Всячески нет. А что говорят - молятся: то и все молятся. Что же обществу прибыль от сего? Воистину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от подати и от лености, дабы даром хлеб есть".

С особенной силой обрушился "Духовный регламент" на пустынножительство: "Пустыням прямым быть в России холодного ради воздуха невозможно, ибо в Палестине, в пустынях и в прочих теплых странах есть довольно плодов, чем питаться, и тако может там пустынник от миру весьма отлучиться, зде же без пашни, рыбы, огородов пробыть невозможно"... Так зачеркивалось Регламентом все северо-русское пустынножительство ХIV-ХV вв. Для царя Петра монастыри - "гангрена государства", потому он стремится свести на нет их нравственное влияние. Петровское законодательство неуклонно направлено к трем целям: уменьшению числа монастырей, устройству тяжелых условий для принятия в монашество, извлечению из монастырей чисто утилитарной, практической пользы. Ради этого Государь старался обратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома и прочие полезные учреждения. В монастыри посылались сироты, подкидыши, преступники, сумасшедшие, увечные солдаты, неизлечимо больные.

Не любил государь "мнишескую" литературу, и потому "монахам никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток советных, без собственного ведения настоятеля, под жестоким на теле наказанием, никому не писать, ...чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от настоятеля для общедуховной пользы позволяется. И того над монахи прилежно надзирать, понеже ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетная их и тщетная письма". Царь не понимал существа истинного монашества, которое состоит в полном отречении от всех дел мира, даже дел благотворения. "Царь Петр не мог понять, что аскетическое, молитвенно-созерцательное монашество служит громадную службу обществу, представляя собой прибежище для встречающихся во всяком обществе и во всякую эпоху людей тонкой духовной организации, которые задыхаются среди лжи, неправд и жестокостей мира, и идеальные стремления которых находят себе пылкое удовлетворение лишь в пустыне, молитве, посте и уединении... Отдаваясь всецело духовному деланию, быстрыми шагами идя по пути нравственного совершенствования, эти люди становятся потом руководителями, утешителями, просветителями верующих" (Е. Поселянин).

По смерти Петра I, в мрачное время бироновщины, проводилось буквально уничтожение Православия. Говоря словами архиеп. Амвросия (Юшкевича): "На благочестие и веру православную наступили, но таким образом, как будто они не веру, а непотребное и весьма вредное суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притворством людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов порасстригли и перемучили! Спроси за что? Больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему не годный. Сие же все делали такою хитростью и умыслом, чтобы вовсе в России истребить священство православное и завести свою новомышленную беспоповщину"...

С воцарением благочестивой царицы Елизаветы прямые преследования прекратились, и Церковь вздохнула, но уже слишком укоренилась привычка смотреть на церковную жизнь с позиции превосходства людей "ученых". Наиболее показательным в этом отношении стал екатерининский век, когда до такой степени размылись границы между христианскими ценностями и человеческим гуманизмом, что даже лучшие представители церковной иерархии, такие как митрополиты Платон и Гавриил, перестали с определенностью их чувствовать. Так митрополит Платон писал императрице о масоне Новикове: "Молю Всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковы, как Новиков". А митрополит Гавриил, тот, чьим влиятельным содействием было впоследствии возрождено русское монашество, чьи заслуги перед Церковью неоценимы, получает в дар от императрицы ее перевод сочинения известного французского писателя Мармонтеля "Велисарий" со следующим посвящением: "Мы чистосердечно признаемся, что "Велисарий" обладал нашими сердцами, и мы уверены, что сие сочинение Вашему Преосвященству понравится, потому что Вы мыслями, как и добродетелью с Велисарием сходны"... Святыня Церкви из абсолютного критерия жизни оказалась низведена до уровня условности. Эту условность можно было даже вежливо соблюдать, но уж никак не принимать всерьез. Тогда кощунство уже не осознавалось, ему даже рукоплескали. Так, после славной Чесменской победы, в Петропавловском соборе - описывает Е. Поселянин, - была совершена торжественная панихида у гроба основателя русского флота, Петра Великого, и Екатерина сама возложила на гробницу один из трофеев победы - отбитый у турок флаг, произнося при этом: "Твоя от твоих тебе приношу" (слова эпиклезиса - молитвы, творимой в момент пресуществления Святых Даров). Характер времени живо чувствуется и в случае, описанном А.С. Пушкиным, когда княгиня Е.Р. Дашкова, стоя в Царских вратах, рассказывала французскому гостю о святости сего места... Сокрушив святыню в своем сердце, нетрудно было и физически ее уничтожить: указом 1764 г. об изъятии церковных имуществ Екатерина II уничтожила 4/5 русских монастырей, а единственный архиерей, посмевший протестовать, - митрополит Арсений Мацеевич, был лишен сана и умер в Ревельской тюрьме.

Кто же он, этот монах, отшельник, инок, против которого поднялось сокрушительное гонение сильных мира сего? - "Велик инок, ...вдали от людей, перед очами Всевидящего Бога, в глуши пустыни воюющий против своего зла, чтобы создать в себе человека по образу и подобию Божию, человека, образ которого нарисовало человечеству Евангелие..." (Е. Поселянин). От русского инока - смиренного выразителя народного идеала, исходил тот незримый свет истины, который только и может быть назван "про-свещением" в первоначальном смысле этого слова. Духовным сокровищем этого просвещения была вскормлена Россия, и потому, несмотря на перенесенный тяжелый искус, утратить его окончательно она не могла. "Учения Святых Отцов Православной Церкви, - пишет И. В. Киреевский - перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта. Обширная русская земля, даже во времена разделения своего на мелкие княжества, всегда сознавала себя как одно живое тело и не только в единстве языка находила свое притягательное средоточие, сколько в единстве убеждений, происходящих из единства верования в церковные постановления. Ибо ее необозримое пространство все было покрыто, как бы одною непрерывною сетью, неисчислимым множеством уединенных монастырей, связанных между собою сочувственными нитями духовного общения. Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо не только духовные понятия народа из них исходили, но и все его понятия нравственные, общежительные, юридические, переходя через их образовательное влияние, опять от них возвращались в общественное сознание, приняв одно общее направление".

Как же стяжали русские монастыри столь великую духовную силу? Как стали источником Божественного света для всей России? История Святой Руси обнаруживает, что этой силой было внутреннее делание, которое, прорастая из монастырских келий в мир, качественно его меняет. Оно, очевидно, не является каким-то отвлеченным занятием, важным только для монахов; но, напротив, являясь высшим воплощением евангельского идеала, оно оказывается единственно способным осветить тьму века сего, организовать его хаос и всему в нем придать духовно осмысленное направление.

Монастыри занимали слишком центральное место в духовной и общественной жизни народа, чтобы стать легко заменимыми. Осталась после них зияющая рана. Много новых учреждений внесли в Россию августейшие преобразователи, новой души они не могли в нее вдохнуть. Душа русского человека томилась и болела, видя разорение родных святынь. Народная вера от притеснений не угасла, наоборот - создалась особая, можно сказать, уникальная ситуация, в которой только и оказалась возможна "духовная весна" Паисиевского движения.

"...Трудным было начало монашеского пути преп. Паисия, ибо, будучи по натуре весьма удобопреклонным к послушанию, нигде не мог он найти наставника. Не отыскав желаемого душе моей руководства, я поселился на некоторое время в уединенной келлии и, положившись на волю Божию, стал читать понемногу отеческие книги. Читая их, я, как в зеркале, увидел, с чего именно мне надлежало начинать мое бедное монашество. ...Недоумевая, что делать и кому предать себя в послушание, я скорбел и плакал, как дитя плачет по умершей матери".

С этого времени тщательное изучение святоотеческой письменности уже становится осознанной целью Преподобного, вокруг которого постепенно собиралось братство. "И прежде всего я начал прилежно с помощью Божией приобретать с большим трудом и издержками святоотеческие книги, учащие о послушании и трезвении, о внимании и молитве". Не найдя славянские переводы достаточно ясными, Преподобный решает изучить греческий язык и заняться поисками эллино-греческих подлинников, но нигде не мог найти "желаемых отеческих книг", т.к. общее духовное оскудение коснулось и Афона.

"Однажды - пишет преп. Паисий - я шел с двумя братиями из святой и великой Лавры преп. Афанасия к великому лаврскому скиту св. Анны и поравнялся с высоким холмом св. пророка Илии... Под этим холмом на возвышенности находится скит свят. Василия Великого... Пришло нам желание зайти в этот скит... увидел нас один инок и радушно пригласил в свою келию, и пошел приготовить нам чего-нибудь поесть, чтобы подкрепить наши силы после трудного пути. Посмотрев на столик, стоявший у окна, я заметил лежавшую на нем раскрытую книгу, которую монах, как видно, переписывал. Я заглянул в книгу и увидел, что это была книга преп. Петра Дамаскина. Невыразимая радость охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное сокровище". Среди найденных книг оказались писания преп. Антония Великого, преп. Григория Синаита, свят. Филофея, св. Исихия, блаж. Диодоха, преп. Фалассия, преп. Симеона Нового Богослова "Слово о молитве", преп. Никифора монаха "Слово о молитве", преп. Исаии и других.

Спустя 20 лет преп. Никодим Святогорец и преп. Макарий Коринфский в библиотеках Св. Горы отыскали старые святоотеческие рукописи, которые были "пыльны и изъедены молью". Среди них оказался сборник под названием "Добротолюбие". "Добротолюбие" (греч. ?????????, - любовь к прекрасному, возвышенному, доброму), представляет собой пятитомное собрание творений свв. отцов IV-XVвв. Первая публикация "Добротолюбия" на греческом языке, с которой позже преп. Паисий сделает свой славянский перевод, состоялась в 1782 г. в Венеции.

Издание "Добротолюбия" на славянском языке положило начало духовному возрождению России. "Две сильные личности дали толчок этому возрождению - пишет И.М. Концевич, - один - архимандрит Паисий Величковский за пределами России возобновляет учение о Иисусовой молитве, другой - преосвященный Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский создает монастыри, откуда это учение могло распространяться".

"Добротолюбие" вернуло русской книге ее первоначальное значение святыни глаголов вечной жизни. И пошел по дорогам православной Руси неприметный странник с котомкой за плечом, а в котомке - Библия и "Добротолюбие". Бесхитростные "Рассказы странника" открывают нам тайну воздействия святоотеческих наставлений на человеческую душу. "...Я шел более по ночам, а дни преимущественно провождал в чтении "Добротолюбия", сидя в лесу под деревами. Ах, сколько нового, сколько мудрого и доселе неведомого открыло мне сие чтение! Упражняясь в нем, я вкушал такую сладость, какой до сего времени не мог и вообразить... Сердце мое распалялось к соединению с Богом... Справедливо говорят свв. отцы, что "Добротолюбие" есть ключ к отверзению тайн в Священном Писании. При руководстве оным, я стал отчасти понимать сокровенный смысл Слова Божия; мне начало открываться, что такое внутренний "потаенный сердца человек", что - "истинная молитва", что - "царствие внутрь нас", что взывание сердечное "Авва Отче!" ...Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, - все как будто говорило мне о любви Божией, все молится, все воспевает славу Богу".

"Устраняйся от всякого человека, молвы и смущения, проводя птичие житие, и нисколько не заботься о суетных", - наставлял преп. Паисий. Подобно тихим птицам, разлетелись ученики великого старца по всей России и, вдали от забот века сего, начали вновь созидать святыню Православия...

Весна Паисиевского движения привела к "лету Господню благоприятному" - религиозному возрождению России в XIX в. Полноту этого возрождения явило Оптинское старчество, благодатное влияние которого разбило монолит петровской интеллигенции. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели шли в Оптину в поисках истины: Гоголь, братья Киреевские, Достоевский, В. Соловьев, Леонтьев (даже Лев Толстой бывал в Оптине, но гордость помешала ему воспользоваться этим).

Все больше сердец обращалось к Богу, все больше людей понимало, что прежде всего нужно "искать Царствия Божия и правды Его"... Лето русского религиозного возрождения принесло в XX веке обильную жатву: небывалое в истории Церкви мученичество.



Источник: www.russian-inok.org
Просмотров: 326 | Добавил: hgrated | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031




Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz